Администрация

Западнодвинского муниципального округа

Тверская область
Опрос

Методические рекомендации к организации и проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2020/2021 учебном году

Методические рекомендации к организации и проведению

муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

по истории

в 2020/2021 учебном году

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории проводится в соответствии с актуальным Порядком проведения олимпиады, определяемым Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 г, с изменениями, внесенными Приказом Минобрнауки России от 17 марта 2015 года № 249; Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2015 года № 1488; Приказом Минобрнауки России от 17 ноября 2016 года № 1435; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 96), рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по истории в 2020/2021 учебном году (составители: к.и.н., доц. А.А.Талызина, к.и.н., доц. Д.А.Хитров, к.и.н., доц. Д.А.Черненко), а также соответствующих нормативных документов Министерства образования  Тверской области.

При организации проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2020/21 учебного года необходимо учитывать Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (зарегистрирован 03.07.2020 г. № 58824).

Поскольку в соответствии с указанным Постановлением до 1 января 2021 г. запрещается проведение массовых мероприятий (пункт 2.1), соответствующим оргкомитетам необходимо предусмотреть возможность проведения муниципального этапа с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Структура

  1. Общая характеристика муниципального этапа олимпиады по истории
  2. Общие организационные вопросы муниципального этапа олимпиады
  3. Принципы формирования олимпиадных заданий
  4. Проверка и система оценивания заданий муниципального этапа
  5. Порядок показа и разбора заданий
  6. Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий
  7. Порядок подведения итогов муниципального этапа олимпиады
  8. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий.
  9. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.
  10. Список литературы, интернет-ресурсов и других источников.

 

  1. Общая характеристика муниципального этапа олимпиады по истории

Второй этап всероссийской олимпиады школьников по истории призван решать две основные задачи. Во-первых, это отбор наиболее талантливых, интересующихся историей школьников, которые могли бы впоследствии выступать на региональном и всероссийском этапах Олимпиады. Во-вторых, проведение первых этапов олимпиады с возможно более широким привлечением учащихся разных классов позволяет повысить интерес к изучению истории и мотивировать участников для достижения более высоких результатов.

Проведение муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников должно быть основано на органическом сочетании единства требований, предъявляемых к участникам во всех муниципальных образованиях области.

Согласно Положению, организатором муниципального этапа является «орган местного самоуправления осуществляющий управление в сфере образования». Организаторы олимпиады вправе привлекать к проведению олимпиады образовательные и научные организации, учебно-методические объединения государственные корпорации и общественные организации в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Разработка заданий для муниципального этапа возложена на предметно-методические комиссии регионального этапа Олимпиады: «Муниципальный этап олимпиады проводится по разработанным региональными предметно-методическими комиссиями заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направленности (профиля)». Для обеспечения методического единства Олимпиады комиссии руководствуются едиными требованиями при разработке заданий.

При подготовке заданий олимпиады муниципального этапа необходимо учитывать необходимость усложнения заданий по мере повышения олимпиадного уровня и поставленные перед этапом цели, предполагающие возможно более широкое привлечение интересующихся историей школьников к олимпиадному движению. Следует учитывать следующие характеристики муниципального этапа:

Регламент  проведения  муниципального этапа олимпиады приведен в таблице (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Регламент муниципального этапа Олимпиады

Муниципальный этап

Параллели участников

7-11 классы

Рекомендуемое время для проведения

для 7-8 классов: 2 часа

для  9-11 классов: 3 часа

 

  1. Общие организационные вопросы муниципального этапа олимпиады

Муниципальный этап олимпиады проводится по  разработанным  региональными  предметно-методическими комиссиями заданиям, основанным на содержании соответствующих образовательных программ углублённого уровня для 7-11 классов.

Проведение олимпиады по истории не требует специальных технических средств, однако сопряжено с распечаткой и последующей проверкой олимпиадных заданий достаточно большого объема. Муниципальный этап олимпиады проводится в один тур.

Для  проведения  муниципального  этапа  олимпиады  формируются оргкомитет  и жюри  муниципального этапа олимпиады.

Оргкомитет  муниципального  этапа:

  • обеспечивает организацию  и  проведение  муниципального  этапа  олимпиады в соответствии с утверждёнными организатором муниципального этапа  олимпиады  требованиями и  действующими  на  момент  проведения  олимпиады  санитарно - эпидемиологическими  требованиями  к  условиям  и  организации  обучения  в организациях,  осуществляющих  образовательную  деятельность  по образовательным  программам  основного  общего  и  среднего  общего образования;
  • осуществляет кодирование  (обезличивание)  олимпиадных  работ участников муниципального этапа олимпиады;
  • несёт ответственность  за  жизнь  и  здоровье  участников  олимпиады  во время  проведения  муниципального  этапа  олимпиады  по истории.

Жюри муниципального этапа Олимпиады формируется из числа научных и педагогических работников, аспирантов и студентов образовательных организаций высшего профессионального образования.

Жюри муниципального этапа Олимпиады: изучает олимпиадные задания, критерии и методику их оценки; осуществляет проверку работ участников школьного этапа, руководствуясь критериями оценивания, разработанными региональной предметно-методической комиссией; обеспечивает наличие дежурных членов Жюри, которые при необходимости отвечают на вопросы участников по тексту заданий; проводит показ и разбор выполнения задания туров с участниками Олимпиады и сопровождающими лицами; объясняет критерии оценивания каждого из заданий; рассматривает апелляции участников; составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий и итоговый рейтинг участников Олимпиады; готовит аналитический отчет о результатах Олимпиады и передает его в Оргкомитет.

Определение порядка регистрации участников, процедуры шифрования и дешифрования работ, сроков проверки работ относится к компетенции Оргкомитета муниципального этапа. Важно, чтобы организация проведения этапа, доставки работ в места их проверки, объявления результатов обеспечивали единство возможностей для всех участников. Жюри этапа должно объявить баллы, полученные всеми участниками, в том числе не ставшими победителями и призерами.

В  муниципальном  этапе  олимпиады  по  истории принимают участие  обучающиеся  7–11 классов  образовательных  организаций: участники  школьного  этапа  олимпиады  текущего  учебного  года, набравшие  необходимое  для  участия  в  муниципальном  этапе олимпиады  количество  баллов,  установленное  организатором муниципального этапа олимпиады; победители и призёры муниципального этапа олимпиады предыдущего учебного  года,  продолжающие  обучение  в  организациях, осуществляющих  образовательную  деятельность  по  образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

 

  1. Принципы формирования олимпиадных заданий

Весь комплект заданий на муниципальном этапе составлен исходя из общего числа баллов – 100. Представлены задания различных типов и разной сложности. Общее число заданий рассчитывается, исходя из времени, которое дается на их решение.

Методическими комиссиями регионального этапа подготовлены комплекты заданий для 7,8,9,10 и 11 классов. Задания для 7-11 классов составлены с учетом того объема материала, который на данный момент пройден участниками в школе.

В 7-8 классах предлагаются только олимпиадные задачи. В 9-11 классах обязательно предлагается одно задание, предполагающее написание сочинения по истории. Темы (не менее 5) должны охватывать основные периоды истории России с древнейших времен до современности, касаться различных ее аспектов (социально-экономическая, политическая история, история культуры, науки, общественной мысли) и представлять из себя высказывания историков или современников событий с ярко выраженной личностной оценкой. Доля баллов, получаемых участником за выполнение этого задания, составляет 20 - 25 % от общего числа баллов за этап (по общему правилу, от 100 баллов).

Существуют три основных требования к заданиям. Они должны иметь творческий характер, отличаться сбалансированностью содержания и соответствовать возможностям участников.

  1. Творческий характер заданий.

В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, задания составляются на основе общеобразовательных программ. Конечно, олимпиада не может и не должна дублировать обычный контроль успеваемости в школе, задания должны принципиально отличаться от обычных контрольных работ. В то же время речь идет о предметной олимпиаде, и задания составлены таким образом, чтобы поиск правильного ответа требовал от школьника как умения самостоятельно размышлять и делать выводы, так и основательной академической подготовки. Следует стремиться к тому, чтобы задания не ставили под сомнение определенные положения базового курса истории, а подталкивали участников к самостоятельному размышлению над материалом, развивали уже известные им положения исторической науки.

Участник олимпиады должен продемонстрировать не только соответствие стандартным требованиям к освоению материала муниципального курса (т.е. знание фактов, владение специальной терминологией, понимание связей между явлениями и исторических закономерностей). От него также требуется умение сопоставлять факты, выявлять такие связи между ними, знания о которых выходят за рамки базового муниципального курса истории. Участник олимпиады (особенно в старших возрастных параллелях) должен уметь работать с различными источниками информации (иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, таблицы, тексты исторических источников и др.). Очень важно, чтобы задания позволяли также выявить начитанность, общий культурный уровень участников. Кроме того, в 10 и 11 классах возможно включение заданий, которые предполагают знакомство участников с концепциями важнейших историков, а также умение показать и аргументировать собственную точку зрения.

  1. Сбалансированность содержания.

Историческая наука столь обширна, что лишь немногие участники олимпиады могут в равной степени знать все ее разделы. Для того, чтобы дать школьникам, особенно интересующимся какой-либо проблематикой, возможность проявить свои способности, в заданиях представлены  вопросы по всем периодам, пройденным учащимися параллели на момент проведения олимпиады. В комплекте заданий широко представлены вопросы, касающиеся не только тем, пройденных в текущем учебном году, но и тем, освоенных в прошлые годы.

Большинство заданий обычно посвящено отечественной истории; однако присутствуют также вопросы, связанные со всеобщей историей (особенно в контексте истории России, ее внешней политики и международных связей). Доля баллов, получаемых за вопросы, связанные со всеобщей историей, для параллелей 7-11 классов не должна превышать 30 %. В олимпиадных заданиях большое внимание уделяется нескольким приоритетным темам, таким, как развитие русской культуры и Великая Отечественная война.  Важна также сбалансированность  проблематики вопросов, они должны касаться социально-экономической истории, политической истории, истории культуры, истории внешней политики России и т.д.

В выпускных классах важно добиться достаточно равномерного распределения вопросов (и баллов, которые может получить участник) между различными периодами. Желательно при этом ориентироваться на стандартную периодизацию, закрепленную в программе:

- с древнейших времен до середины XVI в.

- с середины XVI до конца XVIII в.

- XIX в.

- с начала XX в. до настоящего времени.

Обязательным является включение в комплект заданий 1-2 вопросов, связанных с региональной компонентой в историческом образовании. Лучше всего, если эти вопросы касаются каких-либо событий или памятников общероссийского масштаба, связанных с региональной историей.

  1. Соответствие уровня заданий возможностям участников.

Муниципальный этап олимпиады должен быть массовым и способствовать повышению интереса школьников к исторической науке и к олимпиадному движению.

 Нежелательна ситуация, когда из-за чрезмерной сложности заданий лишь немногие участники преодолевают 50%-ный барьер: во-первых, часть потенциально сильных участников отсекается еще на раннем этапе, а кроме того, такая практика порождает у многих школьников чувство разочарования, лишает их стимула к участию в олимпиаде на следующий год. В то же время задания не должны предполагать 100%-ного выполнения, высший результат должен быть достижим по отдельным содержательным блокам только для самых сильных, специально интересующихся данной проблематикой участников.

Решение достигается путем включения в комплект заданий вопросов разного уровня сложности, причем это должно быть сделано не в ущерб принципу сбалансированности заданий. Очень важна при разработке заданий опора на традицию и опыт проведения муниципального этапа олимпиады в зависимости от конкретных условий региона.

 

Таблица 2. Основные типы олимпиадных заданий муниципального этапа

(типы могут различаться в зависимости от класса)

 

Тип заданий

Примерное время на выполнение*

1

Тестовые вопросы

2-3 мин.

2

Тестовые вопросы с несколькими правильными ответами

3-5 мин.

3

Ряды на определения принципа построения

3-5 минут

4

Ряды на включение – на исключение

3-5 минут

5

Хронологические последовательности

до 15 минут

6

Задания на соотнесение двух рядов данных

5-7 минут

7

Текст с пропусками

до 10 минут

8

Задания по работе с иллюстративными источниками

до 10 минут

9

Задания на анализ статистики

до 10 минут

10

Задания на анализ карты

до 15 минут

11

Задания на анализ документов

до 10 минут

12

Историческое эссе

не менее 45 минут

 

* Количество времени на выполнение каждого типа задания является ориентировочным и может разниться в зависимости от возраста и сложности задания.

 

  1. Проверка и система оценивания заданий муниципального этапа

Весь комплект заданий на муниципальном этапе оценивается исходя из общего числа баллов – 100. При этом различные задания приносят участнику разное количество баллов в зависимости от их сложности и от возрастной параллели, в которой они представлены.

Каждый вопрос комплекта заданий должен обязательно сопровождаться указанием, какое максимальное количество баллов может получить участник за ответ, а в заголовке нужно указать, каков максимальный балл за весь тур. В ключах также нужно четко прописать, на основании каких критериев участник получает за каждое задание максимальный балл, часть возможных баллов или ноль.

Следует обратить внимание на то, чтобы формулировки заданий не допускали двусмысленности в том, в какой форме должен быть представлен ответ. Если участник должен назвать конкретные варианты ответа, следует подготовить таблицу с пустыми ячейками, в которые будут вписываться цифры и буквы; если ответ должен быть представлен в виде нескольких слов или текста определенного объема, оставляются пустые строки.

При оценивании «тестовых» заданий важно максимально исключить «человеческий фактор», любое проявление субъективности проверяющего или различий в толковании содержания правильного ответа. Помимо очевидных удобств в проверке и подведении итогов, это требование позволяет обеспечить внимание участника к точности фактологического знания, что особенно важно на ранних этапах олимпиады.

Задания, требующие развернутого ответа (анализ документа, историческое эссе и др.) требуют от участника высказать более-менее развернутые суждения и с неизбежностью подразумевают увеличение роли личной оценки проверяющим качества этих суждений. Предвидеть все возможные варианты такого развернутого высказывания при составлении ключей бывает крайне сложно. Поэтому члены жюри должны быть готовы опереться на собственное знание предмета и особенностей усвоения школьниками тех или иных элементов программы при определении степени полноты, точности, убедительности суждений участника по поводу источника или предложенного высказывания. При этом очень важно найти в ответе участника всё то, что заслуживает хотя бы минимального балла, не злоупотребляя буквальным пониманием ключей и выставлением «нулей» только на том основании, что в ключах именно такой формулировки нет и т.п. Такой поощряющий подход к оцениванию очень выгодно смотрится на разборе заданий и показе работ, снижает количество возможных апелляций и побуждает школьников к более активному участию в олимпиадном движении. Он правилен и по сути, потому что смысл более крупных творческих заданий в олимпиадных комплектах не в том, чтобы учить школьников максимально точно угадывать возможные формулировки ключа, а в том, чтобы пробуждать в них стремление к самостоятельной интерпретации текста документа или смысла предложенного для анализа высказывания.

При оценке эссе следует исходить из следующих критериев:

  1. Обоснование выбора темы, проявление личной заинтересованности в ее раскрытии, творческий характер ее восприятия и осмысления. Рекомендуемая оценка от 0 до 4 баллов.
  2. Качество структуры ответа. Наличие плана ответа, объяснение задач, которые ставит перед собой в своей работе участник. Четкость и доказательность основных положений работы. Наличие выводов, связанных по смыслу с поставленными задачами и вытекающих из основной части работы. Рекомендуемая оценка от 0 до 6 баллов.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов. Рекомендуемая оценка от 0 до 6 баллов.
  4. Знание различных точек зрения по избранному вопросу. Предполагается привлечение участником суждений как историков, так и современников рассматриваемого явления или периода. Рекомендуемая оценка от 0 до 4 баллов.

Общая рекомендуемая оценка задания – от 0 до 20 баллов.

 

  1. Порядок показа и разбора заданий

Разбор заданий проводится сразу после окончания муниципального этапа Олимпиады членами жюри.

Основная цель разбора – объяснить участникам Олимпиады основные идеи решения каждого из предложенных заданий, возможные способы выполнения заданий. В процессе разбора заданий участники олимпиады должны получить всю необходимую информацию по принципам оценки правильности сданных на проверку жюри ответов.

 

  1. Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий

Апелляция  проводится  в  случаях  несогласия  участника  Олимпиады  с  результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Заявление  на  апелляцию  принимаются  в  течение  1-го  астрономического  часа  после окончания разбора заданий и показа работ.

Порядок  проведения  апелляции  доводится  до  сведения  участников Олимпиады,   их  сопровождающих лиц перед началом проведения разбора заданий и показа работ.

Для проведения апелляции Оргкомитет Олимпиады создает апелляционную  комиссию  из  членов  Жюри  (не  менее  трех  человек),  один  из  которых  избирается  Председателем  апелляционной комиссии, а другой – ее секретарем.

Во время апелляции стороны не имеют право вести аудио - и видеозаписи.

Рассмотрение  апелляции  проводится  в  спокойной  и  доброжелательной  обстановке.

Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию,  предоставляется возможность убедиться в том,  что  его  работа  проверена  и  оценена  в  соответствии  с критериями  и  методикой, разработанными предметно-методической комиссией.

Для проведения апелляции участник Олимпиады подает письменное заявление на имя председателя Жюри соответствующего этапа Олимпиады в установленной форме.

При  рассмотрении  апелляции  присутствует  только  участник  Олимпиады,  по давший заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий  личность.

 По  результатам  рассмотрения  апелляции  апелляционная  комиссия  выносит  одно  из следующих решений:

- об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;

- об удовлетворении апелляции и корректировке баллов.

Критерии  и  методика  оценивания  олимпиадных  заданий  не  могут  быть  предметом апелляции и пересмотру не подлежат.

Решения  апелляционной  комиссии  принимаются  простым  большинством  голосов  от списочного состава комиссии. В случае равенства голосов председатель комиссии   имеет право решающего голоса.

Решения  апелляционной  комиссии  являются  окончательными  и  пересмотру  не подлежат.

Работа  апелляционной  комиссии  оформляется  протоколами,  которые подписываются председателем и всеми членами комиссии.

Протоколы  проведения  апелляции  передаются  председателю  Жюри  для  внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.

Официальным  объявлением  итогов  Олимпиады  считается  вывешенная  на  всеобщее обозрение  в  месте  проведения  Олимпиады  итоговая  таблица  результатов  выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя и членов жюри.

Документами по основным видам работы апелляционной комиссии являются:

- письменные заявления об апелляциях участников Олимпиады;

- журнал (листы) регистрации апелляций.

Окончательные итоги Олимпиады утверждаются Жюри с учетом результатов  работы апелляционной комиссии.

 

  1. Порядок подведения итогов муниципального этапа олимпиады

Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады определяются по результатам выполнения заданий. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов за выполнение всех заданий. Окончательные результаты участников фиксируются в итоговых таблицах (для каждой параллели), представляющих собой ранжированные списки участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов.

  1. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий

Для проведения муниципального этапа ВСОШ по истории необходимы:

1) Аудитории, позволяющие разместить участников таким образом, чтобы исключить списывание;

2) Множительная техника, позволяющая распечатать комплекты заданий в установленные сроки, в необходимом количестве и в требуемом качестве.

3) Организаторам рекомендуется иметь запас необходимых расходных материалов (шариковые ручки и т.п.). Для черновиков и для написания ответов, требующих большого объема текста (только в 9-11 классах) используются листы белой бумаги формата А4, проштампованные штемпелем организаторов.

 

  1. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады

Наличие у участника муниципального этапа дополнительных информационных средств и материалов любого характера и на любом носителе (хрестоматий, справочников, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера, любых электронных устройств даже в выключенном виде) категорически не допускается. В случае нарушения учащимся этих условий он исключается из состава участников олимпиады.

Если проведение олимпиады будет невозможно в очном формате из-за ухудшения эпидемиологической обстановки, организаторам следует рассмотреть переход на использование информационно-коммуникационных технологий (основание – Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и решения местных органов управления образованием).

 

  1. Список литературы, интернет-ресурсов и других источников

При подготовке заданий были использованы различные ресурсы. Разнообразные литературные источники и ресурсы сети Интернет могут быть использованы при подготовке к участию в олимпиаде.

  1. Талызина А.А. Историческое эссе: Учеб. пособие.– М.: Русское слово, 2016.–320 с.
  2. Хитров Д.А., Черненко Д.А., Талызина А.А., Камараули Е.В. Исторический проект: Учеб. пособие. – М.: Русское слово, 2017. – 376 с.
  3. Талызина А.А., Усачев А.С., Хитров Д.А., Черненко Д.А. Всероссийская олимпиада по истории 2009-2010 г. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2010. № 9.
  4. Хитров Д.А. Олимпиадные задачи по истории // Преподавание истории в школе. 2010. № 9.
  5. Хитров Д.А. Использование исторических источников в олимпиадных задачах // Преподавание истории в школе. 2011. № 7.
  6. Козленко С. И., Козленко И. В. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008.
  7. Козленко С. И., Козленко И. В. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 3 – М.: Просвещение, 2012.
  8. Игры и занимательные задания по истории/ авт.-сост. М.А. Субботина, И.Б. Горячева, Л.М. Добролюбова и др. М.: Дрофа, 2003.
  9. Готовимся к олимпиаде по истории: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/ сост. Н.Ю. Слободина. М.: АРКТИ, 2009.
  10. Веряскина О.Г. История России с древнейших времён до конца XIX века. Олимпиады: школьный и муниципальный этапы. 6-8, 10 классы. Ростов – на – Дону: Легион, 2009.

Интернет-ресурсы

(в соответствии с рекомендациями Центральной предметно-методической комиссии)

 

  1. Черненко Д.А. Вебинар для организаторов школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году. http://vserosolymp.rudn.ru/lecture/ist.php
  2. Всероссийская олимпиада школьников по истории. Задания и решения. https://olimpiada.ru/activity/84/tasks
  3. Сайты ВСОШ в регионах. http://vserosolymp.rudn.ru/mm/sites/
  4. Задания всех этапов ВсОШ по истории (Москва). https://vos.olimpiada.ru/main/table/tasks/#table

 

История России

  1. Проект «ХРОНОС»

http://hrono.info/ 37

  1. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы

http://historydoc.edu.ru/

  1. Исторические источники на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/

  1. История Военного Дела: исследования и источники

http://www.milhist.info/

  1. Материалы русской истории

http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm

  1. «История России XIX век»

http://xix-vek.ru/

  1. Проект «Всемирная история» Historik.ru

http://historic.ru/about/author.shtml

  1. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов

http://historylinks.ru/

  1. Раздел Блога школьного Всезнайки

http://e-parta.ru/history-of-russia.html

  1. Историческая библиотека historylib.org

http://historylib.org/

  1. Портал Археология.РУ. Раздел библиотека.

http://www.archeologia.ru/Library/

  1. Портал древней культуры и искусства «Домонгол»

http://domongol.org/index.php

  1. Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «РусАрх»

http://www.rusarch.ru/index.htm

  1. Электронная библиотека университета РГГУ «Родная история»

http://rodnaya-istoriya.ru/

  1. Российская империя. История государства Российского. Раздел исторический архив.

http://www.rusempire.ru/

  1. Портал: История (Википедия)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Портал:История

  1. Уроки истории XX век

http://urokiistorii.ru/

  1. История России, всемирная история. Раздел библиотека

http://www.istorya.ru/

  1. Библиотека электронных публикаций по виртуальной исторической реконструкции объектов историко-культурного наследия России и других стран университета (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)

http://hist.msu.ru/Departments/Inf/3D/3DLibrary-1.htm

 

Античность

  1. Древняя Греция (культура и мифология)

http://www.hellados.ru/

  1. Всё о Древней Греции (природа, политика, боги и герои, искусство, быт)

http://www.w-st.ru/

  1. Древняя Греция (культура, история, искусство, мифы и личности)

http://www.ellada.spb.ru/

  1. Античное искусство (искусство Древней Греции и Рима)

http://www.antica.lt/

  1. История Древнего Рима (литература, искусство, государство, право, военное дело, быт, генеалогия, нумизматика)

http://ancientrome.ru/

  1. Римская империя (исторические факты, повседневная жизнь, государство и правители)

http://www.rimempire.ru/index.php?r=24

  1. Римская слава (военная история)

http://www.roman-glory.com/

 

Всемирная история

  1. Геосинхрония. Атлас всемирной истории

http://historyatlas.narod.ru/

  1. Древняя Месопотамия

http://mesopotamia.nm.ru/

  1. Проект по истории Египта «Дуат Египтомания»

http://duat.egyptclub.ru/index.htm

  1. Мир индейцев

http://www.indiansworld.org/

  1. Военно-исторический портал античности и средних веков

http://www.xlegio.ru

Дата создания: 12-11-2020
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: