Администрация

Западнодвинского муниципального округа

Тверская область
Опрос

Об утверждении стратегии действий в интересах детей Западнодвинского района Тверской области на 2012-2017 годы

49-1 от 27.03.2013
Скачать (77.4 Кб)

 

 

 

РФ

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАПАДНОДВИНСКОГО РАЙОНА

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27.03.2013 г. г. Западная Двина № 49-1

Об утверждении стратегии действий

в интересах детей Западнодвинского района

Тверской области на 2012-2017 годы

Во исполнении Постановления Правительства Тверской области от 16 октября 2012 года № 595-пп «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Тверской области на 2012-2017 годы», в целях формирования в Западнодвинском районе политики по улучшению положения детей, администрация Западнодвинского района,

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей Западнодвинского района Тверской области на 2012-2017 годы (далее Стратегия) (прилагается).

2. Ответственным исполнителям организовать работу по реализации Стратегии.

3. Полномочиями по координации деятельности ответственных исполнителей возложить на Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Западнодвинского района.

4. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав разработать План мероприятий по реализации основных положений Стратегии.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Западнодвинского района по социальным вопросам Малышеву Н.Н.

Глава района Ю.В. Тимофеев

Приложение

к постановлению Администрации

Западнодвинского района

от 27.03.2013 г. № 49-1

Стратегия

действий в интересах детей Западнодвинского района на 2012 - 2017 годы

Раздел I

Введение

Подраздел 1

Краткий анализ ситуации

Стратегия действий в интересах детей Западнодвинского района на 2012 - 2017 годы (далее – Стратегия) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Постановлением Правительства Тверской области от 16 октября 2012г. № 595-пп «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Тверской области на 2012-2017 годы».

В настоящей Стратегии определяются цели, задачи и основные направления государственной политики в Западнодвинском районе Тверской области в интересах детей на период до 2017 года.

Обеспечение благополучного и защищенного детства является определяющим фактором в решении задачи создания условий для роста благосостояния жителей Западнодвинского района Тверской области, национального самосознания и формирования гражданского общества.

В результате целенаправленных действий по вопросам поддержки семьи и детства удалось достичь положительных результатов на начало 2012 года по следующим направлениям:

повысить статус института семьи, усилить возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, ориентацию населения на расширенное демографическое воспроизводство;

усилить поддержку граждан, на иждивении которых находятся дети, в сочетании выполнения трудовых обязанностей и обязанностей, связанных с воспитанием детей. Повысить уровень занятости женщин, имеющих малолетних детей;

продолжить поддержку отдельных категорий граждан при приобретении жилья по ипотечному кредиту, в том числе молодых семей; граждан, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет; граждан, в семьях которых рождается одновременно трое и более детей;

обеспечить создание современных условий обучения для детей в общеобразовательных учреждениях тверского региона, внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Улучшения ситуации в интересах детей Западнодвинского района удалось достичь через реализацию региональных программ, направленных на усиление государственной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Среди мер социальной поддержки:

- ежемесячное пособие на детей;

- единовременное пособие при рождении третьего ребенка;

- ежемесячное пособие семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

-ежемесячное пособие многодетным семьям;

- материнский (семейный) капитал за счет областного бюджета Тверской области;

- обеспечение горячим питанием учащихся начальных классов и учащихся 5-11 классов, находящихся в трудной жизненной ситуации или воспитывающихся в малоимущих семьях;

- обучение женщин, имеющих малолетних детей (в рамках реализации проекта «Профессиональный сертификат»);

- единовременное пособие при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью;

- ежемесячная выплата приемной семье на содержание подопечных детей, заработная плата приемным родителям;

- ежемесячная выплата семьям опекунов на содержание подопечных детей;

- компенсация расходов на проезд студентам из семей с низким доходом, обучающимся по очной форме обучения в учебных заведениях.

Одним из приоритетных направлений социальной политики Западнодвинского района является организация отдыха, оздоровления и занятости детей. В 2011 году организованными формами отдыха и оздоровления было охвачено в летний период –1520 детей (2010 год - 1450 детей).

Вместе с тем отдельные вопросы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, еще не нашли окончательного решения. Не преодолена тенденция сокращения численности детского населения, у детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Одной из причин слабого здоровья является недостаточная эффективность профилактических, коррекционных, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Имеются проблемы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних. Высоким остается число несовершеннолетних, совершивших в 2011 году правонарушение (49 подростков). За 12 месяцев 2011г. года несовершеннолетними совершено 5 общественно-опасных деяния, из которых 2 носят имущественный характер. Настораживает употребление несовершеннолетними спиртных напитков: в 2011 году органами внутренних дел области выявлено 50 подростков, допустивших употребление спиртных напитков, из них 18 – в возрасте до 16 лет.

Остается высоким число родителей, не исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию, обучению несовершеннолетних детей: в 2011 году к административной ответственности за соответствующее правонарушение привлечено 53 лица.

Острота существующих проблем в сфере детства, требует от органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Подраздел 2

Основные проблемы в сфере детства

Основными проблемами в сфере детства являются:

а) недостаточная эффективность работы координирующего органа, формирующего политику в сфере детства и семьи;

б) низкая эффективность функционирующей системы сопровождения замещающих семей, постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Недостаток высококвалифицированных специалистов-психологов, работающих на сохранение семьи;

в) существующий риск снижения уровня доходов при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;

г) недостаточное межведомственное взаимодействие по профилактике детского и семейного неблагополучия;

д) недостаточная эффективность использования имеющихся форм спортивно-досуговой деятельности, детского туризма и летнего отдыха;

е) социальная исключенность детей особого внимания (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);

ж) недостаточное развитие интегрированного (инклюзивного) образования и специального (коррекционного) образования для детей-инвалидов;

з) отсутствие дружественного детям и семье культурного и информационного пространства, что способствует нарастанию новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

и) отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.


Подраздел 3

Ключевые принципы Стратегии

Ключевыми принципами Стратегии являются:

а) реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье:

должны получить дальнейшее развитие условия по обеспечению соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, а при необходимости будут приниматься меры по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан;

б) защита прав каждого ребенка:

продолжится совершенствование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;

в) максимальная реализация потенциала каждого ребенка:

продолжится совершенствование условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;

г) сбережение здоровья каждого ребенка:

продолжится работа по реализации мер, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, в том числе работу с психосоматикой, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях;

д) технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства:

продолжится дальнейшее внедрение современных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений;

е) особое внимание уязвимым категориям детей:

с целью обеспечения развития уязвимых категорий детей будут внедрятся новые формы работы, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество;

ж) обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей:

формирование и реализация политики в области детства будет осуществляться с учетом последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Продолжится совершенствование условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями;

з) партнерство во имя ребенка:

продолжится дальнейшее решение существующих проблем в области детства на основе технологии социального партнерства с участием бизнес-сообщества, общественных организаций и жителей региона. Необходимо обеспечить формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей;

и) расширение возможности доступа к культурным ценностям:

будет обеспечена сохранность и развитие сети учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми, совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей, развитие новых форм работы учреждений культуры и искусства с детьми и семьями с детьми.

Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

- семейная политика детствосбережения;

- доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

- здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

- создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей на территории тверского региона;

- дети – участники реализации Стратегии.

Раздел II

Семейная политика детствосбережения

Подраздел 1

Краткий анализ ситуации

Численность населения Западнодвинского района на начало 2012 года составила 15380 человек (2011 год – 15895 человек). Детское население в возрасте от 0 до 18 лет – 2993 человек, что составляет 13.8 % от общего количества жителей Западнодвинского района.

Численность населения Западнодвинского района за 2011 год сократилась на 515 человек, а за период с 01.01.2003 на 4718 человек.

В 2011 году номинальные денежные доходы в среднем за месяц в расчете на одного жителя района составили 7269рублей (2010 год – 6465 рублей). Численность населения со среднедушевым денежным доходом в месяц ниже величины прожиточного минимума в 2011 году составила 12 % (2010 год – 13,6 %).

На первом месте среди причин неблагополучия семей, имеющих несовершеннолетних детей, стоит экономический фактор. Наличие детей значительно снижает экономический потенциал семьи и увеличивает максимальные риски бедности. В число семей группы риска входят, в первую очередь, многодетные и неполные семьи.

В целях социальной поддержки малоимущих семей с детьми, семей, воспитывающих детей-инвалидов, в Западнодвинском районе установлены пособия на детей.

На 01.07.2012 ежемесячное пособие на ребенка получали 1,1 тыс. малоимущих семей на 1,5 тыс. детей (в 2010году – 1,3 тыс. семей на 1,5 тыс. детей, в 2011 году – 1,3 тыс. семей на 1,7 тыс. детей). Для многодетных семей размер базового пособия (на троих детей) составляет 1091 рубль и до 5603 рублей (на 11 детей). Получателями данного пособия являются 105 многодетных семей. 27 семьи, воспитывающие детей-инвалидов, получают ежемесячную областную выплату в размере 674 рубля.

Работа в сфере социального обслуживания семьи и детей направлена на профилактику социального сиротства, детской безнадзорности и жестокого обращения с детьми. В Западнодвинском районе сформирована сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей:

- 1 социальный приют для несовершеннолетних (20 стационарных мест);

- 1 отделение по работе с семьей и детьми при комплексном центре социального обслуживания населения.

В 2010 году в приюте социальную реабилитацию прошли 43 ребенка из семей группы социального риска, в 2011 году – 60 детей, из них 95 % (2010 год – 95,3%) переданы в семьи (родные, приемные, опекунские). Особое внимание уделяется совершенствованию форм и методов работы с семьей, внедрению инновационных технологий, направленных на сохранение для ребенка семейных условий проживания, предупреждение лишения родительских прав.

Ежегодно увеличивается охват семей района социальными услугами. Отделением по работе с семьей и детьми КЦСОН в 2012году обслужено 432семьи, в том числе обращений – 2840.

Несмотря на принимаемые меры в Западнодвинском районе сохраняются определенные проблемы, связанные с семейным неблагополучием.

На 01.01.2012 на учете состояло 76 семей, в которых проживало 136 детей.

На 01.01.2013 года 432 семьи, состоящих на социальном патронаже в отделении, в них детей – 615 детей. По состоянию на 01.01.2013 на учете в органах социальной защиты населения Западнодвинского района состоит 81 семья, находящихся в социально опасном положении, в которых проживает 142 ребенка.

Дети, растущие в асоциальных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении.

В целях недопущения роста количества семей, находящихся в социально опасном положении, развития семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактики вторичного сиротства, предупреждения причин отказов от новорожденных детей и профилактики жестокого обращения с детьми идет работа по совершенствованию системы раннего выявления семейного неблагополучия и оказания кризисной помощи.

Подраздел 2

Основные задачи семейной политики детствосбережения

Основными задачами семейной политики детствосбережения являются:

а) обеспечение целенаправленной работы по поддержке института семьи, семейного воспитания детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей; совершенствование системы работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;

б) обеспечение соблюдения прав ребенка в семье за счет комплекса мер по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия во всех его проявлениях;

в) обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения с целью повышения родительской компетентности, оказания адресной помощи семье по разрешению внутрисемейных конфликтов и преобразованию их в конструктивную социальную деятельность;

г) совершенствование системы контроля в различных сферах, затрагивающих интересы детства и семьи, в том числе с привлечением общественных организаций;

д) повышение уровня жизни среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода за счет повышения экономической самостоятельности и самореализации семьи через социальные контракты в рамках государственной поддержки;

е) повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, в том числе дошкольного образования и на основе концепции арт-педагогического сопровождения семьи;

ж) обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права как родителя, так и ребенка, и исключены любые формы жестокого обращения с детьми.

Подраздел 3

Первоочередные меры семейной политики детствосбережения

Первоочередными мерами семейной политики детствосбережения являются:

а) участие в разработке государственных стандартов предоставления социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни детей, включая минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, семейный отдых и качество питания;

б) оптимизация полномочий государственных органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей;

в) реализация в регионе инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Города, доброжелательные к детям»;

г) создание и распространение через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, организации и учреждения для детей информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей;

д) повышение квалификации сотрудников учреждений социальной сферы, оказывающих услуги в области защиты прав детства;

е) формирование системы общественного контроля за оказанием медико-психолого-педагогической и правовой помощи нуждающимся в государственной поддержке детям, семьям, имеющим детей, через привлечение общественных советов при учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты населения, а также общественных организаций.

Подраздел 4

Меры, направленные на сокращение бедности среди
семей с детьми

Мерами, направленными на сокращение бедности среди семей с детьми, являются:

а) разработка и принятие минимальных государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми;

б) разработка и реализация мероприятий по обеспечению занятости и трудоустройства родителей, воспитывающих детей в возрасте до трех лет, родителей детей-инвалидов, воспитывающих трех и более детей, проживающих в сельской местности, в том числе на принципах самозанятости, организации дистанционной работы и создания семейного подряда;

в) повсеместное внедрение социальной технологии по оказанию адресной помощи – социальный контракт, с целью помощи семье в самостоятельном выходе из трудной жизненной ситуации и уменьшения рисков долгосрочной бедности.

Подраздел 5

Меры, направленные на формирование безопасного
и комфортного семейного окружения для детей

Мерами, направленными на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей, являются:

а) разработка, принятие и реализация межведомственного комплексного плана мероприятий, направленного на пропаганду ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей;

б) разработка и реализация информационной кампании в целях пропаганды семейных ценностей, ответственного родительства с использованием средств массовой информации, социальной рекламы;

в) подготовка предложений по стандартизации пакета услуг, призванных обеспечить раннее выявление нарушений прав ребенка и своевременное оказание профилактической помощи, для семей и детей на ранней стадии кризиса, для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, для замещающих семей, для детей, длительное время находящихся в интернатных учреждениях, и выпускников;

г) обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми;

д) создание кризисного центра для женщин и детей, переживших домашнее насилие;

е) повышение доступности услуг для семей с детьми за счет активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций;

ж) участие в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми;

з) совершенствование механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания и других субъектов профилактики на основе порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей;

и) формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей;

к) распространение и внедрение передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших;

л) информирование жителей области через средства массовой информации, другими доступными способами о действующих в области программах, проектах, направленных на обеспечение физического, нравственного и социального благополучия детей и реализуемых органами государственной власти, местного самоуправления, общественными организациями.

Подраздел 6

Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка
из семьи, социального сиротства

Мерами, направленные на профилактику изъятия ребенка
из семьи, социального сиротства, являются:

а) разработка и реализация мероприятий по совершенствованию системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи;

б) обеспечение доступности для детей и семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе дальнейшего развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, мобильных бригад, кризисных центров для детей, пострадавших от жестокого обращения, и кризисных центров для матерей с детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от ребенка;

в) активное включение в систему социально-реабилитационной работы общественных и благотворительных организаций, развитие механизмов государственно-общественного сотрудничества в этом направлении;

г) обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми;

д) развитие системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития либо несовершеннолетия матерей;

е) введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями;

ж) обеспечение координации деятельности всех служб, находящихся на территории муниципальных образований, осуществляющих работу с семьями, имеющими несовершеннолетних детей.

Подраздел 7

Ожидаемые результаты семейной политики детствосбережения

Ожидаемыми результатами семейной политики детствосбережения являются:

а) формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства;

б) повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

в) ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями;

г) внедрение эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях;

д) снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности;

е) снижение к 2017 году на 20% численности семей, находящихся в социально опасном положении;

ж) сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.

Раздел III

Доступность качественного обучения и воспитания,
культурное развитие и информационная безопасность детей

Подраздел 1

Краткий анализ ситуации

В Западнодвинском районе проживает 1310 детей в возрасте от 0 до 7 лет. Услуги дошкольного образования предоставляют 10 образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. Очередей нет.

Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе.

Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов политики в области образования.

Структура сети общеобразовательных учреждений ориентирована на создание условий диверсификации образования (развития вариативных форм предоставления образовательных услуг) в соответствии с индивидуальными потребностями населения Западнодвинского района.

Муниципальная система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней и непосредственно образовательных учреждений.

Для удовлетворения запросов населения в получении качественных услуг общего образования будут созданы сетевые структуры, обеспечивающие профильное обучение, будут сформированы механизмы, обеспечивающие использование ресурсов базовых общеобразовательных учреждений для решения задач социализации и дополнительного образования детей.

В целях развития инфраструктуры системы общего образования планируется дальнейшее развитие системы базовых школ Западнодвинского района, включая информатизацию образовательного пространства, расширение пропускной способности каналов Интернет, приобретение и обновление компьютерного оборудования, сетевого и интерактивного оборудования.

В Западнодвинском районе проводится системная работа по обеспечению равного доступа к качественному образованию в обычных образовательных учреждениях детям-инвалидам. Важным условием реализации данного направления является создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество.

К услугам детского населения более 36 учреждений культуры, в числе которых библиотеки, учреждения культурно-досугового типа. Число посещений мероприятий учреждений культуры детской аудиторией в 2011 году составило 1300 человек.

В Детской школе искусств за 2011 год прошли обучения 95 человек. В МБОУ ДОД ДДТ в 2011 году действовали 30 клубных формирований различной направленности с числом участников более 500 человек.

Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:

- слабая материально-техническая база учреждений культуры, работающих с детьми;

- недостаточное количество в общеобразовательных учреждениях района специалистов, осуществляющих диагностическую, консультационную, реабилитационную помощь как учащимся, так и их родителям (психологов, социальных педагогов, общественных инспекторов по охране прав детства);

- отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей, неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг;

- несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.

Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.

Подраздел 2

Основные задачи обеспечения доступности и качества образования

Основными задачами обеспечения доступности и качества образования являются:

а) обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм;

б) реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования;

в) формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их позитивную социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение;

г) формирование новой общественно-государственной системы управления государственными образовательными учреждениями;

д) обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей;

е) развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей, в том числе на базе образовательных учреждений;

ж) организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами;

з) обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Подраздел 3

Меры, направленные на обеспечение доступности и
качества образования

Мерами, направленными на обеспечение доступности и качества образования, являются:

а) обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

б) создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения;

в) обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развития всех форм дошкольного образования;

г) обеспечение возможности развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам, а также потребностям современной экономики;

д) совершенствование правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

е) обеспечение реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования;

ж) создание условий для позитивной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в системе профессионального образования;

з) продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации;

и) внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Подраздел 4

Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи

Мерами, направленными на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи, являются:

а) расширение практики проведения творческих конкурсов и фестивалей среди детей и молодежи;

б) ведение и актуализация банка данных о талантливых детях и молодежи Западнодвинского района, информирование широкого круга общественности, бизнес-кругов, предприятий и организаций об их достижениях;

в) обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.

Подраздел 5

Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей

Мерами, направленными по развитию воспитания и социализации детей, являются:

а) обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей;

б) внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей;

в) проведение мероприятий, направленных на приобщение детей к здоровому образу жизни, противодействие наркомании и алкоголизму, на патриотическое воспитание детей и молодежи.

Подраздел 6

Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей

Мерами, направленными по развитию системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей, являются:

а) оказание поддержки музейным учреждениям, школам искусств, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности;

в) расширение сети детских и юношеских кружков и студий по разным видам искусств на базе учреждений культуры Западнодвинского района с привлечением технологий работы по раскрытию творческих способностей у детей;

г) предоставление дополнительных образовательных услуг на базе учреждений культуры для раннего эстетического воспитания детей;

д) усиление воспитательной и просветительской работы в детских школах искусств, социализация детей и родителей, воспитание толерантности и патриотизма;

е) обеспечение качества преподавания новых образовательных предпрофессиональных программ в детских школах искусств и новых государственных стандартов в системе среднего профессионального образования отрасли «Культура»;

ж) поддержка клубов, способствующих развитию творческих способностей детей и молодежи;

з) создание презентаций, освещающих историю и культуру Тверской области;

и) использование ресурсов электронных библиотек, музеев для детей и подростков;

к) разработка системы мер по сохранению и развитию детских библиотек Западнодвинского района, поддержка проектов по развитию детского чтения;

л) обеспечение условий для организации учебного процесса и повышения квалификации кадров учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры Западнодвинского района;

м) организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.

Подраздел 7

Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства

Мерами, направленными на обеспечение информационной безопасности детства, являются:

а) внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию;

б) внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей;

в) создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей;

г) информирование о порталах и сайтах, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет.

Подраздел 8

Ожидаемые результаты обучения и воспитания, культурного развития

и информационной безопасности детей

Ожидаемыми результатами обучения и воспитания, культурного развития и информационной безопасности детей являются:

а) обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации;

б) в 2013 - 2015 годах в дошкольных образовательных учреждениях планируется ввести 153 места. В 2017 году охват дошкольным образованием детей в возрасте 1-6 лет составит 100 %;

в) обеспечение охвата детей программами среднего (полного) общего образования до 99,9 %;

г) расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях;

д) расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для одаренных детей);

е) рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях;

ж) увеличение доли числа детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности, до 80 %;

з) увеличение до 70 % доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ на бесплатной основе;

и) повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации;

к) увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям;

л) стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий;

м) увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых учреждениями дополнительного образования;

н) рост посещаемости детьми и семьями с детьми детских библиотек, культурных центров, театров;

о) увеличение до 10 % к 2017 году доли детей, участвующих в творческих мероприятиях;

п) подключение всех детских библиотек к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

р) создание надежной системы защиты детей от противоправного интернет-контента в образовательной среде школы и дома;

с) расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях за счет реализации программы «Доступная среда», дистанционного образования.

Раздел IV

Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни

Подраздел 1

Краткий анализ ситуации

В Западнодвинском районе, как и на всей территории Тверской области, большое внимание уделяется состоянию здоровья детей и подростков. Основные показатели здоровья детей имеют положительную динамику.

В целях обеспечения максимально возможной степени здорового развития ребенка, обеспечения доступа к наиболее современным услугам системы здравоохранения, средствам лечения и восстановления здоровья на территории Западнодвинского района реализуются долгосрочные целевые программы «Снижение детской смертности», «Развитие здравоохранения», «Модернизация здравоохранения».

Организация педиатрической службы в Западнодвинском районе построена на принципах профилактической направленности и доступности медицинской помощи детям на всех уровнях.

Оказание медицинской помощи детям обеспечивается лечебно-профилактическими подразделениями, в структуру которых входят:

- круглосуточное детское отделение стационара на 7 коек; одна детская койка хирургического отделения; одна детская койка инфекционного отделения;

- три педиатрических участка поликлиники города Западная Двина;

- два смешанных участка врачей общей практики (пос. Ильино, пос. Старая Торопа);

- тридцать фельдшерско-акушерских пунктов;

- три медицинских кабинета школ города Западная Двина и пос. Старая Торопа.

В организации педиатрической помощи детям района значительную помощь играют межмуниципальные центры и областные центры оказания квалифицированной медицинской помощи, расположенные в г. Нелидово, г. Ржев, г. Тверь. Дальнейшая модернизация отрасли здравоохранения позволит улучшить показатели здоровья детского населения Западнодвинского района:

- снижение показателей младенческой смертности до 7,5 %;

- повышение индекса здоровья до 26,0 %;

- снижение детской смертности в возрасте до 5 лет;

- снижение хронической заболеваемости детей.

На территории Тверской области с августа 2010 года начал работу Перинатальный центр, являющийся лечебно-профилактическим медицинским учреждением III уровня для оказания всех видов квалифицированной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в акушерстве, гинекологии и неонатологии, а также занимающийся выхаживанием детей с экстремально-низкой массой тела. За период работы центра 42-м беременным и роженицам Западнодвинского района оказана квалифицированная медицинская помощь. Специализированную и высокотехнологическую медицинскую помощь получили 18 детей в условиях перинатального центра.

Открытие государственного учреждения здравоохранения Тверской области «Областной клинический перинатальный центр имени Е.М. Бакуниной» внесло улучшения в службу материнства и детства, а именно:

- организована маршрутизация беременных и рожениц для оказания высокотехнологической медицинской помощи;

- создан единый подход к оказанию помощи в службе родовспоможения с возможностью внедрения современных технологий:

- созданы условия реанимационной помощи новорожденным, в том числе с экстремально-низкой массой тела (с 500 гр.).

Здравоохранение Западнодвинского района направлено на создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения. Все дети района находятся под наблюдением участковых врачей педиатров и врачей общей практики. В декретированных возрастах, детям 0 до 3-х лет осуществляется диспансерный осмотр специалистом, сдача анализов крови мочи. Дети, нуждающиеся в дополнительном обследовании имеют доступ к качественным услугам Областной детской больницы г. Твери, где получают своевременное лечение, что приводит к восстановлению здоровья и уменьшению инвалидизации. Прием специалистов областной детской больницы проводится по предварительной электронной записи, которая организована в регистратуре детской консультации ЦРБ. Это повышает доступность специализированной медицинской помощи детскому населению района. За детьми первого года жизни ведется постоянное наблюдение участковыми врачами педиатрами, врачами общей практики, медицинскими сестрами с обязательным анализом антропометрических показателей и показателей нервно- психического и речевого развития ребенка.

Педиатрами проводится активная работа по поддержанию грудного вскармливания. Внедрена скрининг- диагностики на врожденную патологию грудного ребенка при рождении.

В 2011-2012гг. в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения в районе была проведена диспансеризация 14-летних подростков. Дети, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья, консультированы узкими специалистами Областной детской больницы, проводят лечения и реабилитацию в медицинских учреждения области.

В Западнодвинском районе организована работа по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и летнего отдыха. Перед посещением летнего лагеря дети в обязательном порядке осматриваются врачами и получают допуск на посещение организованного коллектива. На базе лагеря создается медицинский пункт, укомплектованный медицинскими работниками, который проводит наблюдение за состоянием здоровья детей. Особое внимание уделяется детям с отклонением в развитии, а также проводятся мероприятия для своевременного выявления инфекционных заболеваний. Кроме того, дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья имеют возможность и проходят курс реабилитации в санаториях области. В 2012 году санаторное лечение получили 114 детей.

В районе создана сеть учреждений для оказания социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В рамках межведомственного взаимодействия специалисты районного здравоохранения принимают активное участие в решении социальных вопросов. В 2012 году по социальным показателям в детское отделение ЦРБ направлено 2-ое детей, в возрасте от 1до3 лет. Дети оформлены в Дом ребенка г. Тверь. В то же время особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая пивной алкоголизм, наркомании и токсикомании, не медицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми. Вызывает опасение массовая никотиновая зависимость среди детей и подростков.

Имеющие проблемы, связанные с сохранением здоровья детей определяют основные направления деятельности службы охраны здоровья, материнства и детства. К ним относятся, в первую очередь, улучшения качественных показателей здоровья детей за счет реализации государственных гарантий по обеспечению детского населения бесплатной медицинской помощью. Совершенствование медицинской помощи детям, обеспечение ее высокого качества и безопасности требует внедрение стандартов и протоколов диагностики и лечения в практику медицинских организаций.

Подраздел 2

Основные задачи организации здравоохранения дружественного к детям

и формирования здорового образа жизни

Задачами по организации здравоохранения дружественного к детям и формирования здорового образа жизни являются:

а) создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья;

б) развитие подростковой медицины;

в) создание системы ранней профилактики инвалидности у детей, а также механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;

г) обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями, внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов;

д) формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства;

е) формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.

Подраздел 3

Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения

Мерами, направленными на создание дружественного к ребенку здравоохранения, являются:

а) совершенствование нормативно-правового обеспечения в районеохраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям;

б) внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям;

в) создание службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации для, предотвращения отказов от ребенка;

г) обеспечение юридического и психологического сопровождения беременных и рожениц в женских консультациях и родильных домах;

д) осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности;

е) совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и своевременного оказания им медицинской помощи;

ж) обеспечение возможности экстренной транспортировки больных детей из района и организация доступа врачей в район для профилактической работы с детьми;

з) обеспечение родильного отделения необходимыми реактивами и реагентами для проведения скрининг-диагностики на врожденную патологию;

и) обеспечение повсеместного проведения обследования детей на наличие наследственных заболеваний, включая генетическое обследование детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предоставлением соответствующей информации кандидатам в опекуны и усыновители;

к) развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям;

л) осуществление необходимых организационных мер по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения;

м) изучение потребностей детей в получении всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и лечения, обеспечение их предоставления нуждающимся в них детям, сокращение времени ожидания такой помощи и лечения;

н) обеспечение создания служб, оказывающих паллиативную медицинскую помощь детям, страдающим неизлечимыми заболеваниями;

о) распространение ежегодной обязательной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейном воспитании;

п) развитие подростковой медицины, создание молодежных консультаций, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медико-социальной помощи подросткам;

р) проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних;

с) родители должны стать главными носителями идеологии и пропаганды здорового образа жизни;

т) повышение ответственности медицинского персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям.

Подраздел 4

Меры по развитию политики формирования

здорового образа жизни детей и подростков

Мерами, направленными на формирование здорового образа жизни, являются:

а) обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, телефоны службы анонимного консультирования;

б) привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью;

в) распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

г) обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;

д) внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций, учреждений социального обслуживания семьи и детей Тверской области;

е) повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения;

ж) активизация деятельности кабинетов здоровья для детей в образовательных учреждениях в сфере обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек;

з) активизация работы детских центров здоровья, ориентированных на оценку уровня здоровья детей и разработку индивидуальных рекомендаций по формированию здоровья;

и) реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять выбор в вопросах здорового образа жизни;

к) вовлечение обучающихся общеобразовательных учреждений в проведение спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и спортивных игр «Президентские спортивные игры»;

л) проведение мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты;

м) разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка;

н) ежегодное проведение мероприятий по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ (иммунохроматографическое тестирование учащихся образовательных учреждений Тверской области).

Подраздел 5

Меры по формированию современной модели организации

отдыха и оздоровления детей,

основанной на принципах государственно-частного партнерства

Мероприятиями по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства являются:

а) совершенствование координации деятельности органов исполнительной государственной власти области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

б) реализация мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе обеспечение данных объектов для детей-инвалидов;

в) сохранение и укрепление материально-технической базы оздоровительных учреждений;

г) обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей;

д) развитие системы информационно-методической поддержки сферы оздоровления и отдыха детей;

е) разработка схемы взаимодействия санаторно-курортных учреждений с реабилитационными центрами для предоставления более качественных услуг детям-инвалидам и детям с хроническими заболеваниями по путевкам «Мать и дитя»;

ж) продолжение системной работы по организации летнего отдыха и оздоровления детей.

Подраздел 6

Меры по формированию культуры здорового питания
детей и подростков, обеспечению качества и режима питания
как залога здоровья ребенка

Мероприятиями по формированию культуры здорового питания, детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка являются:

а) организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию культуры здорового питания;

б) осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования;

в) обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях;

г) организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально значимыми заболеваниями.

Подраздел 7

Ожидаемые результаты организации здравоохранения,

дружественного к детям, и формирования здорового образа жизни

Ожидаемыми результатами организации здравоохранения, дружественного к детям, и формирования здорового образа жизни являются:

а) снижение на 10 % к 2017 году показателей младенческой и детской смертности;

б) снижение на 15 % к 2017 году случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек;

в) доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья;

г) получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях;

д) гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием;

е) сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества;

ж) наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме «онлайн», оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

з) сокращение числа подростковых суицидов;

и) доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей;

к) увеличение до 85 % к 2017 году доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

л) доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей;

м) обеспечение детей качественным и здоровым питанием в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях.

Раздел V

Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства

Подраздел 1

Краткий анализ ситуации

К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году составило 14 человек, из них 85,7 % стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав.

В 2011 году передано под опеку 5 детей (2010год-11), в приемную семью-2 ребенка (2010г.-2), в учреждение- 7 детей (2010г.-5).

При существующей системе материального и нематериального стимулирования граждан таких детей сложно передать в семьи.

Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях.

В 2011 году в Западнодвинском районе состояли на учете 31 детей-инвалидов.

С 2009 года в тверском регионе работает программа «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

Это обеспечило получение доступного и качественного общего образования детей-инвалидов независимо от места их проживания на территории Тверской области. В Западнодвинском районе 1 такой ребенок обучается дистанционно.

Данной категории детей предлагается пройти оздоровление в реабилитационных центрах области.

Около 70% детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, находящихся в тяжелом материальном положении. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории.

Подраздел 2

Основные задачи по созданию равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства

Основными задачами по созданию равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, являются:

а) обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) реализация межведомственной региональной программы «Социальная адаптация и сопровождение выпускников государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области на 2012 - 2015 годы»;

в) обеспечение реализации прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду;

г) создание системы ранней профилактики инвалидности у детей;

д) всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: формирование современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.

Подраздел 3

Меры, направленные на защиту прав и интересов
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Мерами, направленными на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

а) развитие системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи;

в) совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям;

г) применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители;

д) обеспечение подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа;

е) создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка;

ж) разработать механизм обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временным жильем на период ожидания предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Подраздел 4

Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов

и детей с ограниченными возможностями здоровья

Мерами, направленными на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, являются:

а) реализация мероприятий направленных на создание безбарьерной среды;

б) создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе;

в) обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;

г) обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование;

д) внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями;

е) обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению;

ж) проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах;

з) создание и внедрение программы патронатного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, со стороны служб участковых социальных работников;

и) создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни. Обеспечение доступности услуг учреждений культуры, создание системы творческой реабилитации для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, вовлечение их в занятия физкультурой и спортом;

к) выполнение технических мероприятий по комплексному приспособлению объектов социальной инфраструктуры для использования детьми-инвалидами, а также приобретение технических средств, необходимых для обслуживания детей-инвалидов;

л) обеспечение создания рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий;

м) расширение профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции и СПИДа, включая обязательное дородовое обследование беременных женщин независимо от наличия у них регистрации по месту жительства и гражданства, бесплатное обеспечение кормящих ВИЧ-инфицированных матерей молочными смесями для кормления ребенка, с привлечением средств, предусмотренных для реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»;

н) проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.

Подраздел 5

Ожидаемые результаты по созданию равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства

Ожидаемыми результатами по созданию равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, являются:

а) увеличение до 80 % к 2017 году доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Западнодвинского района Тверской области;

б) увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям;

в) создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

г) создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги;

д) снижение до 20% к 2017 году числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования;

е) распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел VI

Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей

и дружественного к ребенку правосудия

Подраздел 1

Краткий анализ ситуации

В настоящее время система защиты детства работает недостаточно эффективно. Работа органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей не в полной мере отвечает современным требованиям.

Ежегодно на территории Западнодвинского района около 50 детей и подростков вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации надлежит обеспечить доступ детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса, что будет способствовать созданию дружественного к ребенку правосудия.

Ежегодно около 10 родителей в районе лишаются родительских прав, причиной чего чаще всего является неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений в отношении детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.

Координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Вместе с тем принимаемые ими меры по защите и восстановлению нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних, по предупреждению детской безнадзорности, беспризорности, правонарушений, координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не всегда эффективны.

Подраздел 2

Основные задачи по обеспечению прав и интересов детей

Основными задачами по обеспечению прав и интересов детей являются:

а) разработка мероприятий по профилактике правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей;

б) повышение эффективности принимаемых комиссиями мер по защите прав и интересов детей, предупреждению их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

в) разработка методического инструментария для органов опеки и попечительства по вопросам оценки безопасности ребенка и риска жестокого обращения с ним, принятия обоснованных решений о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка;

г) разработка и реализация мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности.

Подраздел 3

Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия

и профилактику преступлений и правонарушений,

совершаемых детьми и в отношении детей

Мерами, направленными на создание дружественного к ребенку правосудия и профилактике преступлений и правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей, являются:

а) проведение социологических исследований для выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов;

б) проведение исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания;

в) организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;

г) внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ, а также проведение социальной, психологической и реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей;

д) организация профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению преступлений и правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.

Подраздел 4

Меры, направленные на улучшение положения детей
в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной
системы и в постпенитенциарный период

Мерами, направленными на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период, являются:

а) разработка системы мер социальной реабилитации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, а также несовершеннолетних, осужденных к видам наказания, не связанным с лишением свободы;

б) организация работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания;

в) оказание содействия в получении образования несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах;

г) дифференцированный подход к применению мер дисциплинарного воздействия и мер поощрения, применяемых к осужденным, а также к несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах;

д) создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом.

Подраздел 5

Меры, направленные на предотвращение жестокого обращения

и насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей

Мерами, направленными на предотвращение жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитации детей, являются:

а) разработка регионального комплекса мер по предотвращению жестокого обращения в отношении детей и их реабилитации;

б) внедрение современных методик органами опеки и попечительства по вопросам оценки безопасности ребенка и риска жестокого обращения с ним, принятия обоснованных решений о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка;

в) определение перечня организаций в системе здравоохранения, образования и социальной защиты населения, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв жестокого обращения;

г) оказание содействия несовершеннолетнему потерпевшему в предоставлении бесплатной юридической помощи на основании обращения следователя (дознавателя) в орган опеки и попечительства;

д) разработка и апробация в образовательных учреждениях Тверской области программ учебных мероприятий по обучению детей правилам безопасности и поведения в опасных ситуациях.

Подраздел 6

Ожидаемые результаты по обеспечению прав и интересов детей

Ожидаемыми результатами по обеспечению прав и интересов детей, являются:

а) создание в Западнодвинском районе эффективной системы защиты детства;

б) повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической и юридической помощи;

в) снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей;

г) расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия;

д) повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы;

е) расширение спектра мер воспитательного характера;

ж) сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, в том числе несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы, в рамках постпенитенциарной помощи таким лицам.

Раздел VII

Дети - участники реализации Стратегии

Подраздел 1

Краткий анализ ситуации

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, является основополагающим в формировании гражданской позиции.

В Западнодвинском районе созданы условия для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Действуют детские и молодежные клубы (3), молодежный совет. Реализуются мероприятия для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. В средних школах района образованы и активно работают органы школьного самоуправления.

Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками: усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений; пассивность, разочарованность детей; нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений; нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.

Подраздел 2

Основные задачи по обеспечению участия детей в реализации Стратегии

Мероприятиями, направленными на организацию участия детей в реализации Стратегии, являются:

а) развитие региональной нормативно-правовой базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, во всех сферах жизнедеятельности;

б) обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми;

в) привлечение детей к участию в общественной жизни;

г) воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека;

д) освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни;

е) разработка методического инструментария участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;

ж) создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;

з) обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.

Подраздел 3

Первоочередные меры по обеспечению участия детей в реализации Стратегии

Мероприятиями по обеспечению участия детей в реализации Стратегии, являются:

а) проведение социологических исследований на предмет востребованности и понимания детьми сути и форм участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;

б) обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

в) развитие общественного института уполномоченных по правам ребенка;

г) внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях;

д) внедрение методического инструментария по расширению участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;

е) создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.

Подраздел 4

Ожидаемые результаты по обеспечению участия детей в реализации Стратегии

Ожидаемыми результатами участия детей в реализации Стратегии, являются:

а) совершенствование правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества;

б) преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы;

в) расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка;

г) создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Раздел VIII

Механизм реализации Стратегии

Координирующим органом по реализации Стратегии является Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Западнодвинского района.

Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый
в 2012 - 2014 годах и второй в 2015 - 2017 годах.

Сроки и основные этапы реализации Стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом.

Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии являются ежегодные аналитические доклады КДН и ЗП при администрации района и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.

Дата создания: 25-10-2018
Дата последнего изменения: 25-10-2018
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: